«Все началось с проигрыша женской команде». Большое интервью со Strike о «подвальном киберспорте нулевых», NAVI и феномене CS:GO

Коронавирус заставил всех закрыться по домам, но вместо того, чтобы жаловаться на ситуацию, мы постарались извлечь из нее пользу. Представляем вам наше интервью с бывшим про-игроком, комментатором и аналитиком студии WePlay! Юрием Strike Терещенко.

О чем мы говорили:

  • Коронавирус и WeSave! Charity Play
  • Чем занимался в последнее время. Что триггерит Страйка?
  • Несбывшаяся «Новая Эра» Natus Vincere.
  • Вспоминаем «подвальный»киберспорт нулевых.
  • CS:GO — игра-миллионник. У Страйка есть мнение почему.
  • Любительский киберспорт.

— Я хотел бы начать интервью с простого вопроса. Сейчас очень хайповая тема, к сожалению, — это коронавирус. Всех он застал в разное время, в разном месте. А тебя где?

— В Киеве, в домашней обстановке. Знаешь, это же не происходило резко. Сначала мы получали информацию из Китая. Абсолютно все СМИ трубили о людях, которые падают на улице, мол, какой-то вирус, какая-то зараза косит китайцев, и многие очень несерьезно к этому отнеслись. Но постепенно вирус расползся по всей планете, начались серьезные «замесы» в Италии и Испании, и я думаю, только тогда наше правительство проснулось и начало принимать меры. До определенного момента цифры и статистика вокруг коронавируса не были такими пугающими. Смертность была около трех процентов, а от обычного гриппа она порядка полутора. То есть в сравнении это выглядело не очень опасно. Тем не менее, история с Италией, где сейчас смертность превышает десять процентов, вышла из-под контроля и заставила всех серьезно задуматься. Я сейчас в Киеве, на карантине. Как ответственный человек, полностью соблюдаю все рекомендации нашего правительства, точно так же, как и рекомендации WePlay!, проводившей турнир с целью борьбы с коронавирусом.

— Можешь рассказать подробнее об этом турнире? Это даже не турнир, это можно назвать киберспортивным благотворительным марафоном. Откуда появилась идея? Вам просто сказали,  мол, ребята, мы делаем такое, или это как-то обсуждалось? В общем, расскажи о процессе создания такого турнира.

— Я должен был принимать непосредственное участие в WeSave! Charity Play в качестве ведущего студии аналитики: мы должны были как-то «свапаться» и взаимодействовать с Алексеем уХо Малецким и Яной b2ru Химченко. Мне тогда написал Антон Warlock Токарев. Говорит: «Юра, вот такая история. Мы делаем турнир». Есть такая штука — первое впечатление. И вот когда он мне рассказал идею, концепцию ивента, я сразу сказал: «Воу, круто. Мне заходит. С удовольствием приму участие». Даже особо не думал. Безвозмездно, без каких-либо раскладов. Я думаю, любой ответственный человек, от которого требуется помощь в подобных событиях, должен принимать участие безвозмездно. WePlay! Esports придумали отличную историю, которая помогла обратить внимание людей на существующую проблему. Но, к сожалению, на старте ивента, а точнее на второй день, у меня немного поднялась температура (до 37). Без каких-либо сторонних симптомов. В целях общей безопасности было принято решение, что я, наверное, все-таки посижу дома, учитывая все то, что сейчас происходит в мире.

— В последние несколько месяцев с тобой было мало инфоповодов. Ты не особо сильно вклинивался в бурные обсуждения, держался в стороне от киберспортивных конфликтов и т.п. Ты просто был занят или все-таки решил подержать себя в стороне от всех этих инфоповодов?

— Тут двоякая ситуация. Не могу сказать, что я особо активный пользователь Твиттера и социальных сетей в общем. Да и, наверное, моя неконфликтность играет важную роль. Если я о чем-то говорю, пытаюсь никого не задеть. Хотя, конечно, есть красная линия, пересекая которую, человек может нарваться на неистовую агрессию. Ну и вдобавок сейчас у меня процесс ремонта. Все, у кого проходит ремонт, говорят одно и то же: «Блин, побыстрее бы он закончился». Вот и я, собственно, в такой же стадии нахожусь, поэтому где-то активность проседала. Но все же, когда NAVI выигрывали IEM Katowice, я смотрел, писал, участвовал. А все остальное, что было поменьше, действительно обходилось без особого моего внимания.

— Тебя все знают, как позитивного человека. Такого оптимистичного, спокойного, уравновешенного. Что может заставить тебя потерять контроль? Какие события «триггерят»?

— На самом деле подобных моментов, триггеров, когда я был действующим игроком, было достаточно. Недопонимание с тиммейтами… Я не могу сказать, что был самым спокойным. Оптимизм, все это присутствовало, но красная линия была гораздо ниже. У нас были перепалки. Но они были связаны напрямую с частотой общения. Когда ты пребываешь на буткемпе две недели, и при этом 14 часов играешь, а остальное время находишься все в том же окружении, не меняя его, то там уже, наверное, сложно себя контролировать. Не могу сказать, что срывался я один: это касалось всех. Каюсь, это происходило довольно часто. Что касается повседневной жизни и сегодняшних реалий… Ну, не знаю. Надо хорошо постараться, чтобы разозлить или вывести меня из равновесия.

— Когда ты последний раз с кем-то ругался и повышал голос? Можешь не называть конкретного человека, просто опиши ситуацию.

— Со своей девушкой (смеется). Это — неотъемлемая часть общения. Опять-таки, когда находишься слишком много времени вместе с человеком, бывают ситуации, в которых решить все спокойно и взвешенно не получается. Наверное, это — самый важный фактор. Когда ты на дистанции, далеко, можешь от чего-то абстрагироваться или не обращать внимания. А это суровый быт, в котором надо решать всё здесь и сейчас. И никуда ты от этого не денешься.

— Раз уж ты упомянул Natus Vincere… Месяц назад пацаны выигрывают тир-1 ивент, сейчас, в онлайне, они с трудом проходят группу ESL Pro League. Чем это вызвано? В чем проблема?

— Скажу сразу два момента по NAVI. Честно, та ситуация, в которой они оказались в Катовице, сыграла им на руку. Не было давления трибун, и для Ильи Perfecto Залуцкого это была, наверное, идеальная ситуация для того, чтобы получить стартовую уверенность. На тебя ничто не давит. Ты, по сути, сидишь на большом стадионе, но нет людей, которые поддерживают условных Astralis, Liquid и т.д. NAVI стартовали максимально шикарно. Ну и, конечно же, заслуга каждого игрока «Рождённых Побеждать». Они показали, что являются командой тир-1 уровня, и не просто так сейчас занимают первую строчку HLTV.

Что касается онлайна, мне кажется, самая большая проблема – настрой. Не всегда просто настроиться на онлайн-матчи. Тем более, если я не ошибаюсь, команда NAVI в 2019 году в онлайне играла не так уж и часто. Когда ты ездишь на LAN-ы, у тебя боевой настрой, всё, что происходит вокруг тебя, напоминает, зачем ты сюда приехал. И так на протяжении года. А здесь совсем другая ситуация – ты на базе в лучшем случае, а скорее всего каждый у себя дома, не собрались, не настроились, не хватило заряда.

Но есть еще другой фактор, который в первую очередь касается команд, претендующих на звание тир-1. Они в интернете чувствуют себя сверхуверенно. Это их поле, и здесь они цари и боги. Мне кажется, именно поэтому NAVI проиграли два первых матча, а потом уже «парни, что-то пошло не так, надо собраться», и сделали все четко, заняв первое место в группе.

— Тебе не кажется, что вся эта ситуация с пандемией помешает NAVI? В плане того, что вот они выиграли тир-1 ивент, должны были выступать на мальтийском LANe. В принципе, это был тот момент, когда мы должны были увидеть эру NAVI. И теперь из-за того, что все вынуждены играть в онлайне, сидеть по домам, мы рискуем так и не увидеть этой доминации.

— Знаешь, я об этом даже не задумывался ввиду проблем, которые у меня есть сейчас. Иногда такие ситуации упускаешь из виду и особо на них не обращаешь внимания: смотришь результаты, смотришь матчи, но не задумываешься о глобальных вещах. Должен признать — интересное наблюдение.

О чем я подумал, когда ты проговаривал эту мысль: очень часто опытные капитаны и тренеры используют тайм-ауты для того, чтобы сбить игровой темп команде, которая набрала обороты. Это похоже на некий чит, который ты юзаешь на 30 секунд, на минуту, и за это время пытаешься как-то остановить запал вражеского коллектива.

Что-то подобное происходит здесь. Возможно, это тот момент, который позволит команде Astralis набрать былую форму, подтянуться Liquid, mousesports, Vitality, Fnatic и другим. С учетом того, что крупных LAN-ов нет, есть только онлайн, это действительно хороший шанс нагнать тот темп, который задала команда NAVI.

Важный факт! Прямо сейчас в Украине проходит Национальная Киберспортивная Лига, в которой приняло участие более 400 команд. Бренды Logitech G и Parimatch являются основными партнерами лиги и всесторонне помогают развитию киберспорта в Украине!

— Поговорим о твоей бытности про-игроком. Когда ты осознал себя в этом качестве? Когда перешел к этому от просто круглосуточного задротства для удовольствия?

— Начнем с того, что круглосуточно сидеть возможности у меня не было, отталкиваясь от того, что в момент старта моей киберспортивной карьеры были сугубо «подвальные» условия: компьютерные клубы на 5-20 компьютеров. Киберспортом даже не пахло. Это была просто фановая движуха, субкультура, которая только зарождалась. Когда это перешло на уровень про? Началось всё в 11 классе. Мы с одноклассниками, в том числе с нынешним тренером молодежного состава NAVI, собрались и зарегистрировались на киевскую лигу. Все началось с проигрыша женской команде…

Мы пришли, игра против Cyber Cats: «Да ну» – подумали мы. – «Ща будет просто», – но нет, девчонки не оставили нам шансов. Состояние было очень неприятное… Описать его сложно, но было такое ощущение, как будто нами подтерлись и смыли куда-то очень далеко. Это и был тот самый первый толчок, который заставил двигаться, развиваться. У меня всегда были амбиции: все, что касается спорта, соревнований, я принимаю как вызов. Там, где есть динамика, какие-то физические нагрузки — все, что мне нравится, — я стараюсь там быть первым, добиваться каких-то высот.

Собственно, это и произошло с CS. Дальше пошел рост. Вначале мы стали отделять от школьной команды слабые звенья. Потом в какой-то момент меня начали замечать другие команды: одна, вторая, третья. И так, шаг за шагом, я добрался до A-Gaming. Понятно, что до A-Gaming было приблизительно от семи до десяти команд. A-Gaming — это первый серьезный боеспособный коллектив, который претендовал на чемпионство в Украине. При этом, поехав в Москву на ASUS, мы осознали, что можем бороться и выигрывать в матчах против многих представителей СНГ. Тогда и началась славная киберспортивная история, которая длилась на протяжении четырех-пяти лет.

— Каким был Амиран (ami) в 11 классе?

— С длинной челкой. Смазливый грузинчик (смеется).

— 2010 год был для тебя по-своему критическим, если так можно сказать. В январе Марк «March3llo» Авербух брал у тебя интервью в Алматы. Туда ты ездил уже как корреспондент от cyberarenatv. Можно ли это считать концом твоей киберспортивной карьеры? В какой момент ушла искра?

— А знаешь, почему мы туда поехали? У Тауфика Tafa Амира Хидри на тот момент не было заграничного паспорта. И у всех донецких ребят, которые приехали в Киев и открыли ту самую Киев Киберспорт Арену, не оказалось заграничных паспортов. Мы с Амираном с удовольствием приняли приглашение и отправились в Алматы освещать Арбалет Кап. Это была абсолютно непонятная для меня интеграция. Думал, круто, просто съезжу в Казахстан, потусим, зная какие турниры организовывает Мурат Жумашевич. Я не мог себе в этом отказать. И ни капельки не жалею. Когда закончилась искра? Она угасала постепенно. Первый тревожный звоночек был еще в 2007 году, на WCG. В Америке остался Николай weiss Поплавский. На тот момент Колян, да простит он меня, и, думаю, он сам это понимает, был, наверное, слабым звеном в команде. Тем не менее, это был единый коллектив, в котором мы дополняли друг друга, и каждое звено выполняло определенную роль. Это создавало синергию, и мы получали нужный результат.

После ухода Коляна у A-Gaming начинаются серьезные проблемы. Мы тестировали игроков более высокого уровня, но, к сожалению, с ними команда так и не добилась ничего существенного. Собственно, в какой-то момент перед нами стоял очень серьезный выбор, в итоге избавились от Сергея starix Ищука, сделав выбор в пользу Андрея B1ad3 Городенского…

В общем, ту историю можно рассказывать очень долго, и я бы с удовольствием посвятил этому отдельную главу. У нас началась глобальная просадка. Турниров оставалось все меньше и меньше, ESWC и WCG были последней надеждой, но к сожалению, и они испытывали серьезные проблемы. WCG медленно, но уверенно угасал, были слухи, что Samsung не видит дальнейшего развития игры Counter-Strike, так как в CS 1.6 можно было играть на железе 2004 года, соответственно, привлекать новых спонсоров было очень сложно.

Турниры прекращали свое существование один за другим, лично мне показалось, что это gg. Да и результаты, которые были у нас в этот период, не позволяли чувствовать себя комфортно в финансовом плане. Надо было что-то менять. Честно, я до сих пор считаю, что сделал правильный выбор. Но какой же респект Андрюхе! Я не знаю, откуда у человека берется столько мотивации. Он играет с 2001 или 2000 года, может быть, даже с 1999-го. Когда я пришел, B1ad3 уже был суперзвездой. Его боялись и уважали. Он был специфическим, но все знали, что с Андрюхой шутки плохи. В общем, ему мегареспект за то, что он всё это время верил в игру и остается предан ей по сей день. Уверен, что Андрей еще не сказал своего последнего слова в киберспорте. Правда, уже в качестве тренера.

— В какой момент ты окончательно потерял веру в себя как КСера?

— Наверное, я просто устал от всего. Когда у тебя не получается добиваться результатов, это постоянный стресс, постоянные конфронтации. И вот когда на протяжении полутора лет нет стабильности, нет желаемых результатов, все друг от друга устали… Моего ухода из ping парни вообще не ожидали. Это было так — очередной прак, который мы проиграли, началась словесная перепалка, и я сказал: «Всё, пацаны, я ушел». И не вернулся. После этого была selecta, мы играли с Амираном ami Рехвиашвили, Сергеем lmbt Бежановым. Но там уже был полуфан. Мы по-прежнему напрягали какие-то коллективы, иногда даже давали достойный бой команде NAVI.

Если честно, ни о чем не жалею. Были моменты, когда очень хотелось вернуться, но уже было поздно, выбор был сделан.

— В 2017 году я застал ситуацию, когда CS:GO как игра в Steam мало-помалу сдавала позиции. Но на дистанции, как оказалось, это топ-1 игра. В чем феномен, как считаешь?

— Я не знаю, мне кажется, CS — это вообще самая стабильная игра. CS пережил Warcraft, StarCraft, Quake. CS — самая-самая легендарная игра. Хотя в какой-то момент Dota 2 начала набирать обороты и даже вырвалась вперед. Это особенно ощущалось, когда у нас были призовые в 15 тысяч долларов, а в Доте на кону стоял миллион. Но за счет веры организаций, таких как ESL, StarLadder, Dreamhack и т.д, шумиха с CS разрасталась, без какой-либо поддержки от разработчика игры.

Только потом Valve сказали: «CS, ладно. Вы там что-то пытаетесь, так уж и быть, подкинем вам мажоры. Держите». На самом деле порог входа в CS очень низкий. Как для зрителя, так и для человека, который играет. Тебе ничего не надо делать, чтобы разобраться с Counter-Strike. Правила максимально простые. Те люди, которые приходят к нам на ивенты и не видели ранее CS, за две-три карты, отталкиваясь от той информации, которую дают комментаторы и аналитики, уже четко понимают, что происходит. Да, они не разбираются во всех нюансах с экономикой и т.п, но им этого и не надо, они пришли посмотреть шоу.

А чтобы смотреть Доту — нужно попотеть. Привожу пример своей девушки. Она пришла на CS, ей понравилось, она быстро разобралась и даже болела, правда не за какую-то конкретную команду, а чтобы счет был 2:0 и все побыстрее закончилось. Она быстро уловила, как все происходит, что есть 16 раундов, которые должны набрать команды, и говорила: «Ну какие допы, я не могу смотреть так много КС-а».  В Доте все гораздо сложнее, для начала надо разобраться, что вообще происходит на экране, когда начинаются драки, у людей просто взрывается мозг… И объяснить это, наверное, очень сложно.

То есть азы — это все, что ты можешь объяснить: есть две базы, есть десять героев, пять из которых должны одержать победу. То, что дальше, — это пропасть, это нереальное количество информации, которую ты должен знать, чтобы смотреть или играть в Доту.

Может быть, именно поэтому, из-за порога входа — это моя версия. Ну и не будем забывать, КС был всегда платным, и только с недавнего времени игра стала «фритуплей».

— Эта простота влияет очень сильно и на любительский киберспорт. Успехом CS как игры сейчас является то, что на протяжении многих лет любительский киберспорт не особо сложен в плане понимания игровых механик. Его сложность заключается в инфраструктуре региона, в то время как в Доте это еще MMR и тому подобное.

— Ты правильно говоришь. В Доте есть MMR. Будучи в топ-50 игроков по рейтингу, хочешь — не хочешь, но на тебя будут обращать внимание. В CS, играя где-то на матчмейкинге, показывая хорошие результаты, тебя, скорее всего, никто не заметит. Дота в этом плане выигрывает, ты можешь пройти путь от А до Я в клиенте игры. У CS нет такого инструмента, который без сторонних платформ может привести тебя в киберспорт. С большой вероятность тебе не обойтись без турнирных платформ. В общем, системы очень похожи, тем не менее Дота более самостоятельна в этом плане.

— Прямо сейчас в Украине проходит National Cybersport League при поддержке Logitech и Parimatch. Ты освещал много выставок, локальных чемпионатов и т.д. Видел там игроков, которые уже, в принципе, готовы переходить на уровень выше?

— Таких более чем достаточно. Тех, у которых есть какие-то задатки. Главное – чтобы они попали в нужные руки. Правда, есть и пробивные, которые сами добиваются желаемого результата. И всё же со всеми надо работать.

— С точки зрения профессионала, который начинал играть на заре украинского киберспорта, какие советы ты бы мог дать этим молодым игрокам?

— На самом деле тут всё просто. Для начала определиться, а надо ли «оно» вам? И если вы уже выбрали киберспорт, то будьте так добры, отдавайте все свои силы, чтобы добиться желаемого результата. Берите пример с великих! Работайте над индивидуальной игрой, при этом не забывайте, что КС — это в первую очередь командная игра, которая требует хорошо развитых социальных навыков.

 


Источник: gameinside.ua
Автор:
KvintUA