О CS:GO, ребрендинге и мобильном киберспорте. Первая часть интервью с Романом Дворянкиным

Конец 2018 года для одной из крупнейших организаций в СНГ и мире — Virtus.pro закончился перезапуском состава по CS:GO и неудачей на домашнем турнире MegaFon Winter Clash по Dota 2. Но на протяжении всего года у клуба были как свои поражения, так и победы. Последних — больше, особенно учитывая громадный успех состава по Dota 2 как в первой половине сезона, так и этой осенью. 

Генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин любезно согласился дать GameInside.ua объемное интервью, в котором подвёл итоги 2018 года для организации. Он ответил на ряд вопросов по каждому из составов клуба, а также назвал решения, которыми запомнится ушедший год ему на всю жизнь.

Ввиду большого объема интервью, мы разделили его на две части. Приятного прочтения!

68bc85f54f8c6d45d48c8be193f34c88

— Давайте начнём с того состава, о котором все говорят — команда по CS:GO. Вы уже дали объёмный комментарий для HLTV.org, в котором детально рассказали о всех тонкостях, связанных с составом. У меня только один вопрос: после кика TaZ’a результаты команды отчетливо пошли на спад, а у Kinguin на дистанции была даже победа на турнире. Вот сейчас, пройдя весь этот путь, может быть не стоило расставаться тогда с Войтасом?

— Если внимательно посмотреть на результаты нашего состава в 2017 и 2018 годах, то на первый взгляд может показаться, что в этом году результаты значительно ухудшились. А в 17-ом всё находилось еще на вменяемом уровне. Я сейчас говорю не о том периоде, когда мы заняли второе место на мейджоре и первое на DreamHack Masters, а о всем том, что было потом. Да, был просвет на PGL Krakow Major…

— И второе место на EPICENTER.

— Да. Но давай вспомним, с кем мы играли и кому мы проиграли, и кто в итоге выиграл. При всем уважении к Zeus и его друзьям, давайте вспомним, что за сетка тогда была. Мы играли перед домашней аудиторией, полуфинал против Immortals — чистый путь в финал. Даже больше — путь к кубку. Gambit были в форме, да, но мы даже с Immortals не смогли сыграть, к сожалению.

А 2018 год мы начали весьма неплохо. У нас был финал V4 в Будапеште против mousesports, когда мы буквально из-за одной ошибки проиграли. А уже летом играли в финале CS:GO Asia Championships. Я веду к тому, что в том году было много моментов, которые получались, а в этом… Скажем так, выиграй мы тот финал в Будапеште и в Китае — и оценки были бы совершенно другие. Поэтому я бы не переоценивал то, как хорошо всё было в 2017, и то, как всё плохо было в 2018. Основная причина неудач в 2018 не то, что мы без TaZ’a играем хуже, а просто команда находится в стадии перестройки. И она не прекращала меняться весь год. Главное моё сожаление за год — это то, что этот процесс так затянулся.

— Вы строите команду вокруг молодых игроков. Могу предположить, что для молодежи pashaBiceps и NEO — ходячие легенды и примеры для подражания. А теперь представьте, что условный MICHU заходит после тяжелого поражения в твиттер, а там Ярослав пишет, что хочет завершить карьеру. И руки опускаются сами по себе после такого. Может стоило обсудить эти моменты с «Пашей»?

— Отличный вопрос! pashaBiceps в твиттере и в жизни — это два разных человека, и все это понимают. Ярослав пишет только о том, что касается его лично. И все мы понимаем, что он просто расстроен.

virtusgone-600x400

Знали ли мы о том, что FaZe выставят Karrigan на трансфер? Нет, не знали. Хотя я, как человек внутри индустрии, знал о трениях между ним и другими игроками уже очень давно, еще с ELEAGUE Major: Boston 2018. Я к тому, что не всегда корректно считать, что игроки впадут в тильт из-за твитов Ярослава. Они могут нервничать скорее из-за множества вещей, которые pashaBiceps никогда не напишет в твиттер. Поэтому я стараюсь в это не лезть. Разговаривали мы с «Пашей» о ведении социальных сетей только во время перепалки с Торином летом 2017 года. И после той беседы у меня не было причин возвращаться к этому разговору. Я не сторонник затыкать рот игрокам по любому поводу. pashaBiceps может быть иногда экспрессивен, и это является составляющей частью притягательности его образа.

Cit1

— Огромная часть имиджа, если не вся часть имиджа организации, это то, как ведут себя игроки в публичном поле. Киберспорт так устроен, что есть часть, когда игроки показывают себя в соц.сетях, интервью и т.п, а есть момент, когда они «подрубают стрим», на котором иногда говорят так, что уши вянут. Не видите ли вы в этом диссонанса?

— Я вижу в этом диссонанс, но… объясню свою позицию. Как выглядит идеальный мир для любой спортивной команды? Говорю как человек, который больше 10 лет отработал в спорте, и как болельщик, который очень любит футбол. Ни игроки, ни тренеры ничего не говорят ни в каких интервью, кроме как клубному порталу. Если условный Мохаммед Салах хочет дать интервью, то он даёт его не какой-нибудь газете, сайту или телеканалу, а даёт его клубному СМИ, которое само выбирает вопросы, а дальше газеты это перепечатывают. Или же он просто даёт послематчевый комментарий, но там говорит что-то вроде: “Это была отличная игра. Соперник показал характер. Я очень рад, что мы победили. Спасибо большое нашим болельщикам за поддержку”. И так от матча к матчу. Игрок рассказывает абсолютно одинаковые истории. Instagram за игрока ведёт менеджер. Он выкладывает: “Я на отдыхе. Я тренируюсь. Я с женой. Я с подругой. Вот я пошёл в театр”. То есть…

— Стандартизировано и отчужденно.

— Да. Вот это идеальный мир. Это такой стандартизированный, очень привлекательный для спонсоров мир. Родители смотрят на то, что делает любимый игрок их сына, и там всё хорошо, всё понятно. Я не хочу сказать, что это плохо, и безусловно, мы к этому отчасти стремимся. Но мы должны понимать реалии.

Я очень хорошо помню, как я пришёл в 2016 году и мы поехали на первый крупный турнир Boston Major, когда мы как раз взяли Машу Ермолину на работу. Я даже советую посмотреть видео, где Маша разговаривает с Рамзесом, а у него в руках подушка со Мстителями и с него два слова вытащить сложно, ведь он стесняется камер. Это всё естественный процесс.

Мы проделали огромную работу, чтобы сделать наших игроков более открытыми. Ramzes666 завёл Instagram, No[o]ne завёл Instagram: они сделали гигантский шаг за эти два года, чтобы стать мейнстримовыми личностями, скажем так. Я не скрою, что периодически разговариваю с игроками. Например, мы разговаривали с Рамзесом после истории с Пайкатом.

— Поговорим о смене цветов организации и возвращении к ним. Для начала, если я не ошибаюсь, вы меняли гамму цветов к The International?

— Да.

28825_750

— Смотрите, есть три кейса: ваш и ещё два — Liquid и Secret. Они так же, как и вы, меняли форму к The International. У Liquid она была с элементами зелёного, а у Secret — чёрно-зелёная. Что интересно, у вас ведь тоже вроде зелёная форма, и в тематику вы попадали, но…  Liquid и Secret это подавали так, что на “зелёный International” они едут в зелёной форме. Вы же подавали это как спонсорскую историю. Часть сообщества просто не приняла вашу форму: было много сообщений, что это плохо и т.п. Не кажется ли вам это ошибкой маркетинга?

— Во-первых, мы ехали не на The International с такой формой. Мы с такой формой ехали на The International и все оставшиеся турниры.

Мы с самого начала объявили о том, что эта история до конца года и до того как мы представим наш новый логотип. Изначально, решение позиционировалось как временное. В моем понимании мы сделали максимум для того, чтобы дать людям понять, что это временное явление.Virtus.pro — как и любая другая киберспортивная команда что в России, что на Украине — это частная, коммерческая компания, которая живёт либо на деньги партнеров, либо на инвестиционные деньги, и зарплату игрокам надо с чего-то платить. Для нас, партнерство с крупнейшей телекоммуникационной компанией России было очень важным шагом.

Нужно понимать, как работает современная индустрия распространения информации. Никто не пишет заголовок “Virtus.pro временно сменили цвета”. Все пишут заголовок “Новые цвета Virtus.pro”. Та обратная связь, которую мы получили — она во много была основана на том, знали ли мы, что будет именно так — конечно, мы знали. Могли ли мы что-то сделать, чтобы каким-то образом иначе это подать? Я очень сильно сомневаюсь.

Мы очень благодарны компании МегаФон за то, что она поверила именно в нас, а не в кого-то ещё. За то, что они нас поддержали. Эта форма навсегда останется в нашей истории, ведь в ней ребята выиграли Мейджор в Куала-Лумпуре. Самое главное, что очень позитивно был воспринят наш новый логотип. Честно, я сейчас уже не вижу особого смысла обсуждать это. Извлекли ли мы из этого какие-то уроки? Безусловно, да.  

Новый логотип Virtus.pro

Новый логотип Virtus.pro

— Какой урок?

— Мы для себя не закрыли тему с вариацией цветов именно в плане коммерческих партнёров, а не ситуативных моментов, которые ты упомянул с точки зрения Liquid и Secret. Мы поняли, как мы будем это делать: в виде альтернативной формы или иначе. На основании этого фидбека у нас появилось несколько идей о том, как мы можем гораздо более органично интегрировать коммерческих партнёров в наши визуальные коммуникации, чтобы их корректнее воспринимало сообщество.

— Вы не поехали на ESL One в Катовице по Доте, но вы отдали предпочтение турниру от MDL. При этом призовой фонд такой же самый, условия, плюс-минус, такие же самые… Это было исключительно с целью нарастить спонсорскую поддержку и фанатскую базу в Китае?

— Для нас важно поддерживать устойчивые отношения со всеми турнирными операторами, поэтому мы посетили не-DPC турнир от ESL в этом сезоне, которые проходил в Гамбурге. Мы посетим турнир от MDL’a. Для нас важно играть как в Европе, так и в Азии. Всё-таки, Катовице и Гамбург — города, которые находятся близко друг от друга. Один часовой пояс, много тех же болельщиков и т.д. MDL — это Азия. И это, безусловно, и партнёры, и трансляция.

Плюс, мы получили определенные заверения от организаторов, что там мы можем рассчитывать на ряд сильных команд. Мы всегда стараемся ехать туда, где хороший уровень конкуренции.

— В какие дисциплины вы смотрите дальше? Многие, например, утверждают, что мобильные игры — то, за чем стоит киберспорт в будущем.

— Это не единственное, за чем стоит киберспорт в будущем, но действительно, за мобильными играми мы наблюдаем довольно внимательно. Arena of Valor, и остальные.

В первую очередь, с разрезом на азиатский, китайский рынок. Мы наблюдаем, и я думаю, что во втором-третьем квартале следующего года мы, может быть, предпримем какие-нибудь шаги в этом направлении.

 
Источник: gameinside.ua
Автор: KvintUA

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статья[CS:GO] AnJ и akEz покинули Nordavind
Следующая статьяVega Squadron распустили состав по PUBG
EYESPORTS — профессиональный российский киберспортивный проект, основанный в 2004 году. За время существования проекта наши команды многократно завоевывали чемпионаские титулы в различных игровых дисциплинах.