ANGE1: «Мне нравится, когда в матчах есть компететив»

Портал cybersport.ru пообщался с капитаном European Union HellRaisers Ukraine Кириллом «ANGE1″ Карасевым. В интервью украинский игрок поделился мнением о результатах команды на «старладдере», рассказал о перспективах коллектива, а также выразил мысли по поводу CS сцены на просторах СНГ.

1465478929.6553

— Чего вы хотели добиться на SL i-League StarSeries Season 3?

— Изначально — выйти на StarLadder. Ключевым моментом для нас была квалификация, которая была непростой, и ради нее мы даже собрались на буткемп в Киеве. Когда вышли на турнир, то уже поняли, что неплохо играем, есть нормальные шансы. Цель была выйти в топ-8, пройти групповую стадию. А дальше уже разбираться. Чуть-чуть перевыполнили план и вышли в полуфинал. Жаль, что не получилось выиграть у  FaZe Clan, — чувствовал, что могли.

— Чего не хватило?

— Мы очень сильно выкладывались в групповой стадии, потом в игре с  North, и были эмоционально опустошены. Мы играли больше на автомате. Возможно, в чем-то нам это помогло, а в чем-то нам не хватило. Ну, результат — как он есть.

— Как ты считаешь, вам помог «фактор bo1» в группе?

— Система проведения была нормальная, нужно трижды проиграть, чтобы вылететь, — и трижды выиграть для выхода в плей-офф. У всех равные шансы. Естественно, кому-то везет со жребием, кому-то нет, но мне кажется, что это хорошо, когда разные команды выходят.

Я считаю, что у всех должны быть шансы сыграть, даже если речь идет о каких-то случайностях. Разные команды должны попадать в плей-офф и доказывать в тех же best-of-1, что они лучше. Это повышает соревновательность в киберспорте и позволяет более слабым пока командам засветиться.

У каждой команды, которая сейчас в топе, когда-то был момент, когда она выиграла beat-of-1, за счет этого вышла и почувствовала силу. Да та же  fnatic с  flusha и  JW когда-то выиграла у нас, когда мы были или в  Virtus.pro или в  Astana Dragons, на какой-то карте сумасшедшей с какими-то сумасшедшими клатчами. Они почувствовали силу и выиграли «мажор» через два месяца. А если бы мы тогда победили, они бы просто вылетели в группе и, возможно, ничего такого не было бы.

1491729234.7628

— На «мейджоре» по Dota 2 тоже будет швейцарская система, только в плей-офф выйдут все команды.

— Это ужасно. Я вообще не вижу смысла проводить групповую стадию, после которой никто не вылетает. Мне нравится, когда в матчах есть компетитив. Когда каждая игра что-то значит. Тогда есть нервы, напряженность, лучшие команды показывают скилл. Сетка, конечно, решает, но только в контексте верхней и нижней. Я иногда слежу за «Дотой», и место в группе на таких турнирах не играет особой роли. С первого места могут выйти EG, с четвертого — OG, и они в первом туре будут, просто потому что кто-то где-то проиграл в группе.

— Вы подписали контракты до конца 2018 года. Придает ли это тебе уверенности в будущем команды? Какие у тебя надежды на этот ростер?

— Мне уже мало что в киберспорте может придать уверенности, я давно в этом всем кручусь. Это скорее «малышам» поможет. Они могут не бояться особо, что их «набреют». Должно произойти что-то необычайное, человек должен просто забить на команду, чтобы мы его поменяли.

Я вижу, что ребята очень молодые, неопытные и допускают очень много ошибок в микро, в каких-то клатч-ситуациях. Но я вижу потенциал. Все эти онлайн-победы над тир-1 командами, тот же StarLadder — это пока ничто, лишь намек на тот потенциал, который мы можем показать в дальнейшем.

Я полностью доверяю ребятам. Впервые, наверное, за все время моей игры у нас сложился коллектив, в котором нет конфликтов, нет особого ЧСВ — может, только мое. В первую очередь мы работаем. Пройдет время, и через полгода мы выйдем на уровень, которого я хочу. Я лучше потрачу время, строя команду практически с нуля, чем буду искать более скилловых игроков, с которыми будут другие проблемы.

— А если бы до подписания контракта с HellRaisers тебя позвали капитаном в Na’Vi, ты бы рассматривал это предложение?

— Я бы в любом случае его рассматривал, оно хорошее. Да и с чего вы взяли, что оно не поступало? На самом деле шучу, предложений конкретных никаких не было. Но я считаю, что был бы отличным капитаном для Na’Vi.

— Уже больше года ты играешь в интернациональном составе. Сложно было наладить общение?

— Первые месяца 3-4, может, полгода, было очень сложно. Английский для всех — неродной, и мы, естественно, не разговариваем на нем свободно. Но сейчас я вижу плюсы: у нас нет лишних слов, мы стараемся все очень коротко и лаконично сказать.

Изначально с формулировками как у капитана у меня были проблемы — как донести коротко и четко, чего я от ребят хочу. Я привык на русском — два обычных слова, три матерных — и все понятно. А на английском это сложнее.

Но сейчас я очень доволен. Я сравнил тимспик Gambit и наш на видосиках и понял, что это был другой уровень коммуникации. Куча слов-паразитов, «давай-беги-убивай»… У нас сейчас стратегия лучше построена и почти все движения продуманы заранее. Естественно, до сих пор ошибки бывают, но мы над ними работаем, и я знаю, что мы их не повторим на матчах.

1438561448.727

— Вы проводите свободное время вместе, когда находитесь на буткемпе?

— Конечно. Уже полгода как мы отказались от длинных буткемпов и собираемся не более чем на 10 рабочих дней. Очень сильно устаешь после 12 часов CS:GO в день, постоянного общения, размышлений. Нужна небольшая перезагрузка. Поэтому идеальная длительность буткемпа — неделя. Перед важными турнирами, когда у игроков есть дополнительная мотивация, он может продлиться две недели рабочих, но не более.

Я считаю, что это один из ключевых моментов буткемпа — когда ты проводишь время с игроками не только за компьютерами, но еще и общаешься, сидишь в кафешке за обедом или просто ужинаешь в выходной день вместе. Тимбилдинг все-таки очень важен для хорошей команды.

— Сложно ли тебе как ветерану сцены найти подход к молодежи?

— Если послушать, как мы общаемся, можно серьезно усомниться, что я взрослый «ветеран». В душе мне все еще 19. Где-то это хорошо, где-то это плохо, но общий язык с ребятами я нахожу легко.

Чрезмерно серьезных людей у нас нет — как можно быть сильно серьезным в такой команде? Мы всегда на позитиве, но при этом всегда на полную выкладываемся.

В этой команде все ребята стараются, и стараются очень сильно. Я такое редко замечал в коллективах из СНГ. Другой менталитет, наверное, потому что в СНГ мотивации хватает на недели три посидеть и постараться, а потом уже все, заслуженный отдых требуется. Я по себе чувствую, что устаю быстро, но молодые ребята сильно мотивированы и этим со мной делятся.

— Как налаживается контакт между капитаном, аналитиком и тренером?

— Изначально было тяжело, когда никто не понимал, кто чем должен заниматься. Сейчас все устаканилось. Амиран [ Амиран «ami» Рехвиашвили — аналитик команды] в первую очередь занимается подготовкой к соперникам. Он описывает нам ключевые моменты из матчей соперников, которые мы можем использовать. И еще он, так как смотрит демки и игры, рассказывает про фишки какие-то новые; расклады, которые мы можем использовать. Мы их стараемся внедрить.

Ваня [ Иван «Johnta» Шевцов — тренер команды] занимается в основном созданием тактик — или подсматривает их и интегрирует ее в нашу игру. Он доносит до каждого игрока роли и то, как раунд должен быть сыгран. Моя задача — сделать эти инструкции более реалистичными. Я все-таки больше понимаю в микро, куда прицел поставить, как лучше выйти, поэтому я адаптирую раунды, которые Ваня находит, к нашей игре, чтобы они гармонично смотрелись в плане стратегии. Чтобы фейки на них работали; чтобы не было понятно в первые 30 секунд раунда, что мы делаем. Ну и, естественно, коллю во время игры все клатчи.

Другие игроки состава могут внести коррективы. Конечно, мы их всегда выслушаем, и если идея хорошая, можем использовать. У нас не монархия, вполне демократическое общество.

1491315750.7866

— Недавно к вам присоединился Deadfox. Почему вы выбрали именно его, а не киевлянина Сергея «smike» Скляренко?

—  smike не подошел из-за его уровня знания английского. Невозможно играть в интернациональной команде с таким английским, какой у него тогда был. Мы старались; мы думали, что он немножко наверстает, но на это ушло бы слишком много времени.

У  Deadfox уже был опыт игры в интернациональной команде. Он играл за Escape, и поэтому он показался нам идеальным вариантом для теста. Когда мы начали его тестить, мы не увидели, что он супер AWP-шник, как  oskar, который был до него. Но у него есть потенциал, и он очень тимплейный игрок. Он знает все гранаты; знает, когда вовремя уйти; как разыграть клатч. В нем было очень много плюсов. Ну а в плане стрельбы и индивидуального скилла мы его поднатаскаем. Он уже показывает очень хорошую игру против сильных команд, и ему еще есть куда расти.

— Сейчас HellRaisers занимают восьмое место на ESL Pro League Season 5. Является ли выход на LAN-финалы в Даллас главной целью?

— Если смотреть на вещи трезво, то нас отделяет по шесть очков как от выхода в Даллас, так и от вылета из ESL Pro League. И там очень плотный результат у всех команд. Даже коллектив, который, казалось бы, ниже уровнем, все равно набирает очки и догоняет нас.

Изначальная цель была остаться на ESL Pro League на следующий сезон. Но мы уже почувствовали кровь, увидели, что уже можем выйти, и будем стараться. Конкретно или выйти в Даллас, или умереть — у нас такого нет. У нас есть цель выступать на максимуме. Я понимаю, что ребята молодые, и мы все еще можем как проиграть любой команде 2:0, так и выиграть.

— Чего ты ждешь от чемпионатов DreamHack в США и во Франции?

— Цель стать топ-1 мы пока не ставим. Я адекватно оцениваю ситуацию и не требую от ребят результатов здесь и сейчас. Я понимаю, что в первую очередь мы едем туда за опытом игры на турнирах. График, правда, очень неудобный — мы будем больше времени лететь в Америку, чем играть. У нас сутки с чем-то перелет туда, столько же обратно, а турнир сам — два-три дня. У нас не будет времени на адаптацию, зато будет джетлаг сумасшедший — восемь или девять часов разницы.

Я просто хочу поехать и сыграть с этой командой как можно больше турниров перед «мажором». Все-таки именно он у нас будет основной целью, ну, как и другие крупные турниры.

В эти три месяца после подписания контракта — я и партнерам сказал, и команде, и организации — наша главная цель — получить опыт. И только после этого, когда мы уже не будем так нервничать, мы можем побороться за звание тир-1 команды. Пока же я воспринимаю все это как демонстрацию нашего потенциала — ESL Pro League и StarLadder.

1481839531.4168

— В Остине есть шанс встретиться с Gambit, а в Туре — с Natus Vincere. Есть что доказать другим командам из СНГ?

— Нет сейчас настроения всем что-то доказывать. Мы идем своим путем, ребята — своим. Посмотрим. Конечно, будет принципиальная игра с  Gambit Esports — все-таки состав из СНГ и бывшие игроки  HellRaisers. Но не думаю, что для кого-то кроме меня это будет иметь какое-то значение и что мы будем переживать по этому поводу.

Насколько я знаю, скоро, месяца через полтора, пройдут турниры, где будет четыре команды — мы,  Natus Vincere G2A,  Virtus.pro G2A и Gambit. Там и разберемся, кто лучше.

— Что можешь сказать о других командах нашего региона? Например, FlipSid3, Team Spirit, Tengri.

— Я считаю, что ребятам не хватает профессионального подхода. Сказывается вот этот местный менталитет, которым я был недоволен до того, как начал играть интернациональным составом. Конечно, есть среди игроков исключения, но в общем настрой и подход непрофессиональный.

Как по мне, можно собрать один-два очень хороших состава из всех местных команд, и я думаю, что это произойдет через полгода. Все в себя очень верят, но я долго на этом рынке и хочу сказать, что из таких команд, которые показали потенциал, до реального тир-1 уровня дорастает два-три игрока максимум. Поэтому решафлы неизбежны.

— Как относишься к тому, что «Спартак» подписал контракты с составом RuSh3D?

— Очень скептически, потому что спортивные организации в СНГ знают, что в киберспорте крутятся большие деньги и что можно урвать куш, но не понимают, сколько в это нужно инвестировать. Не думаю, что «Динамо» и «Спартак» готовы вкладывать миллионы долларов, чтобы выйти на рынок и занять там соответствующее место. Потому что ждать результатов от команд потенциально сильных можно и по полгода, и по году, а запросы по зарплатам, поездкам, буткемпам и т.д. и т.п. — достаточно высокие.

— Ты был в звездном составе Astana Dragons вместе с AdreN, Dosia, markeloff, Edward. Почему спустя несколько месяцев организация отказалась от команды?

— Там была интересная история. Организация пришла и хотела вкладывать большие деньги, но не умела их окупать. Поэтому через какое-то время у нее закончились деньги, а результатов мы в короткие сроки не показали.

Почему ты покинул Virtus.pro, когда коллектив считался топ-2 мира, чтобы уйти в Astana Dragons? Не жалеешь, что принял такое решение?

— О решении не жалею, а вот о том, с каким подходом я тогда играл в Astana Dragons, жалею. Нужно было уже тогда задуматься и более профессионально подходить ко всему. Я как капитан думал и вел себя неправильно. Я рассчитывал, что соберу топовых игроков и мы сразу будем показывать топовые результаты. А на самом деле это длительный процесс, кропотливая работа.

1372638265.724

— Наверное, ты слышал об Илье «Lil» Ильюке и его высказываниях в твиттере. Может ли игрок так выражать свое мнение?

— Конечно, может. Я думаю, что без таких людей сцена была бы скучной. Мне всегда нравились люди, которые не боятся высказываться на публику. Это поднимает хайп, это повышает планку для самого игрока. Если бы киберспорт был на том же уровне, когда я был моложе, я бы точно так же делал.

— Как ты относишься к тому, что журналисты пишут про личную жизнь игроков, про скандалы; мониторят социальные сети?

— Я думаю, что это важная часть работы журналиста. Работа журналиста заключается в том, чтобы писать то, что интересно людям. И уникальный материал — он особенно интересен. То, что ты не можешь узнать сам или прочитать на куче других сайтов, которые копипастят HLTV. Я считаю, что такие уникальные статьи являются настоящей журналистикой. Человеку нужно проделать работу определенную, найти какой-то интересный материал и правильно его подать. Почему нет? Это круто.

— Что тебе нравится, а что не нравится в журналистике?

— Я уже давно не воспринимаю негативно или позитивно любые новости, которые выходят на киберспортивных сайтах. Я считаю новости просто новостями. Если ты будешь их близко к сердцу принимать, тебе будет очень тяжело жить. Особенно когда эти новости про тебя или про твое окружение.

— А критика Thorin? — Это его работа. Наших русскоязычных аналитиков и комментаторов часто вообще сложно слушать, но это их мнение, их стиль подачи информации. Конкуренция у нас сейчас маленькая, заменить их некем.

Истчоник
Источник: gameinside.ua
Автор: Papka_Hetfield